РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

Посещение уроков: что наблюдает и оценивает администратор.

Собственная многолетняя практика позволила коллективу администрации школы выработать определенные значимые критерии для успешного анализа деятельности учителя. Предлагаемая нами система предназначена преимущественно для использования на уроках естественно-научного и физико-математического цикла.

Пометки в рабочем блокноте.

Во-первых фиксирую наличие или отсутствие структуры урока, фаз, этапов взаимодействия учащихся с учителем, соблюдение им временных рамок и динамики. (См таблицу).

Вид деятельности учителя и учащихся   
Время    
1. Приветствие и мотивирование уч-ся на совместную деятельность      
1 мин
2. Проверка д/з   
3-5 мин
3. Повторение пройденного материала
3-4 мин
4. Изложение нового материала
10-12 мин   
5. Закрепление пройденного материала
7-8 мин
6. Преподнесение д/з  
2-3 мин
7. Подведение итогов урока и его окончание   
1 мин

Четкий распорядок урока и его соблюдение учителем способствует формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к последовательному выполнению необходимых действий. Вяло протекающий, «аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных. Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.

Начало урока. Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу. Часто этот этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение у детей желания работать с учителем и уверенность в том, что они смогут быть успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному взаимодействию с каждым из них.

Проверка домашнего задания. Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение результата с результатами остальных учащихся.

Повторение изученного материала. Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его повторение в контексте данного урока.

Изложение нового материала. Оценивается фактологическая, научная точность. Реализован ли учителем генетический принцип подачи нового материала «от простого к сложному», актуализирована ли его связь с ранее изученным? Использует ли учитель в учебном взаимодействии технические средства обучения: макеты, модели, таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.

Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у школьника учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь изученного материала ученик должен обратиться к конкретному учебнику, а значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке исчерпывающие сведения, необходимые для усвоения его содержания. Небрежность учителя в использовании учебника оборачивается трудноразрешимыми проблемами для его учеников.

Закрепление пройденного материала. Особое внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы – заполнение таблиц, элементов тестов и т.д.

Домашнее задание. В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна задаваться сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает углубленно овладеть предметными знаниями. В д/з должны присутствовать задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний.

Подведение итогов урокаЭто важный этап, венчающий всю совместную деятельность учителя и школьников. Иной раз бывает так что учитель диктует д/з уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока. Учитель должен еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за совместную работу и попросить подать дневники.

Класс Тема урока

Тип урока и его структура

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).
  3. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  4. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке.
  6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
  10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  11. Наметить перспективы своей деятельности.

 

При планировании урока очень важно точно поставить цель и определить задачи.

Всегда писали: дать понятие силы тока, сформировать знания о соляной кислоте, повторить тему «…» и т.д., т.е. учитель записывает цель через свою деятельность.

Так писать легко, но это не имеет значения, так как никак не влияет на качество урока. Более того, такое определение цели не соответствует самой сути понятия « цель ». Цель урока — это планируемый результат, это соответствующие знания и умения учащихся, действия, которыми они овладевают. Знания и умения формировать, повторять, обобщать — это задачи учителя. По определению, задачи — это то, что надо сделать, чтобы достичь цели.

Исходя из этого, предлагаются несколько удачных способов постановки учебных (образовательных, практических) целей:

1. Образовательная цель урока:

Владение (но не овладение) учащимися, к концу урока, следующими умениями (дальше эти умения перечисляются, например -преобразовывать, называть, записывать, выводить, строить, устанавливать и т.д.).

2. Образовательная цель урока:

Планируется (предполагается); что к концу урока учащиеся будут (перечисляются соответствующие действия-умения: знать…, уметь…, давать определение обосновывать…). Эти действия можно оговорить баллами от 0 до 10.

З.Образовательная цель урока:

Умение (готовность или способность) учащихся к концу урока правильно выполнять следующий тест (и дальше приводится этот тест или делается ссылка на место его нахождения: приложение или книга).

Определенная таким образом цель делает деятельность целенаправленной, организуется овладение учащимися способами деятельности. Главным становится не доведение учителем учебного материала, а учение школьников, что обеспечивает результат учебно-воспитательного процесса.

Развивающая, воспитательная цель урока:

Создать условия для …(развития логического мышления учащихся; умения определять причинно-следственные связи и др.; содействовать воспитанию патриотических чувств; содействовать (способствовать) развитию критического мышления).

Не рекомендуется применять глаголы формировать, воспитывать, так как они характеризуют внешнее воздействие, стремление педагога навязать свои ценности и нормы.

 

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке, привитие интереса к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения.

1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной деятельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.

2-1. Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего задания.

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2-4. Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5. Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.

3-1. Система работы по формированию у учащихся научных понятий.

3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.

3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся.

3-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная направленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обязательного минимума содержания среднего образования.

4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

4-1. Изучение форм и методов опроса учащихся на уроке.

4-2. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке.

4-3. Эффективность использования методов и приемов обучения.

4-4. Взаимосвязь групповой, фронтальной и индивидуальной работы на уроке.

4-5. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по формированию интереса к предмету.

5. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность знаний учащихся.

5-1. Соответствие знаний учащихся требованиям Госстандарта.

5-2. Методика работы учителя по активизации мыслительной деятельности учащихся.

5-3. Методика проведения зачета, самостоятельной и практической работы.

5-4. Качество образовательной подготовки учащихся.

5-5. Реализация воспитательных и развивающих целей урока.

6. Использование на уроках интерактивной доски.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

— индивидуальный устный опрос;

— опрос по карточкам;

— письменный опрос;

— опрос у доски;

— решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМОМИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ«Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образованиядля лиц с интеллектуальной недостаточностью»
свернуть