Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:
1) физические признаки:
– боль при сидении, ходьбе;
– порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
– гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;
– жалобы на боль и зуд в области гениталий;
– повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
– инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
– недержание мочи;
– наличие инфекций, передающихся половым путем;
– беременность;
2) изменения в выражении сексуальности:
– кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;
– необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);
– повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;
– склонность к сексуальным действиям с другими детьми;
– имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
– соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:
– трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);
– внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
– частая задумчивость, отстраненность;
– постоянная депрессивность, грустное настроение;
– нежелание принимать участие в подвижных играх;
– непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
– чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
– терроризирование младших детей и сверстников;
– чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
– возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
– отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;
– жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
– амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
– рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);
– утрата туалетных навыков (чаще у малышей);
– равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);
4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:
– прогулы занятий в учреждении образования;
– внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;
– неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
– принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
– неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;
– отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);
5) изменения самосознания:
– снижение самооценки;
– отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
– саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);
– суицидальные разговоры и попытки;
6) невротические и психосоматические симптомы:
– обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);
– сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);
– боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);
– головная боль, боли в области желудка и сердца;
– навязчивые страхи;
– расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:
– избегание упреков, обвинений, пристыживаний;
– серьезное отношение к услышанному;
– спокойствие, выдержка;
– успокаивания, подбадривания, поощрения;
– сопереживание;
– искренность, честность;
– использование лексикона ребенка;
– восприятие всех без исключения услышанных сведений;
– незамедлительная и тщательная проверка предположений.
! Категорически не рекомендуется:
- давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.