Цель: расширить представления о лесном сообществе, о разнообразии деревьев, кустарников, животного мира белорусского леса; стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Содержание маршрута:
Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие. А куда, попробуй догадаться.
Ты стоишь перед «волшебной калиткой», открывающей путь в волшебную страну под названием Природа, и когда правильно ответишь на мой вопрос, калитка откроется и мы с тобой отправимся в волшебный путь.
Куда мы совершим прогулку, ты узнаешь, если отгадаешь загадки:
1. а) У кого одна нога, да и та без ботинка? (Гриб)
б) В лесу у пня суетня, беготня:
народ рабочий
весь день хлопочет,
себе город строит. (Муравьи)
в) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
Правильно, сегодня нас ждёт к себе в гости волшебный лес – край чудес.
2. а) Не зверь, не птица,
Всего боится,
Половит мух
И в воду – плюх. (Лягушка)
б) Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй. (Рак)
- А сейчас познакомимся с маршрутом прогулки, правилами поведения во время её прохождения.
Проходим некоторое расстояние по лесу, уточняем названия отдельных деревьев, кустов, останавливаемся на небольшой полянке и начинаем беседу:
- Какие изменения произошли в лесу, что нового мы наблюдаем в сравнении с прошлым посещением леса?
– Посмотри вокруг себя на протяжении нескольких минут и ответь, какие деревья, кусты и другие растения здесь растут.
Выясняем, какие хвойные и лиственные деревья и кусты дети знают вообще.
Игра: «Найди дерево»
Ребёнку даётся листик. Необходимо найти дерево по данному листику и добежать к нему и рассказать о дереве.
Спросить у ребенка о мире животных в лесу.
- Назовите зверей, которые живут в лесу? Птиц?
- Назовите полезных насекомых, насекомых-вредителей леса?
- Чем объяснить, что насекомые-вредители селятся на пнях, засохших и поваленных деревьях? (На здоровых деревьях ходы закрываются свежим растительным соком, а у хвойных – смолой).
Загадка: Живёт в лесу малыш красивый, хоть ростом мал, да очень сильный, целый день без устали он снуёт, то прут, то брёвнышко несёт? (муравей)
Знаешь ли ты?
- Как ты думаешь, каких насекомых на Земле больше всего?
Больше всего муравьёв. Их более 15 тысяч видов. Одни из них строят муравейники из еловой хвои, другие роют целые подземные города, некоторые селятся на стволах деревьев.
Большинство муравьёв – хищники. Живут они семьями. Каждый муравейник имеет свою территорию. Горе муравью, нарушившему священную границу. Если его встретят, то ему не поздоровится.
- А где муравьи хранят продовольственные запасы?
Они хранят свои запасы внутри молодых муравьёв, в их брюшках. Сидят они неподвижно в нижних тёмных этажах муравейника. Зимой они кормят всю семью. А весной разогревают муравейник. Для этого они выходят большими группами на купол, машут усиками, двигают ногами.
- А как общаются муравьи?
Чтобы передать какую-то информацию, муравьи выделяют специальные вещества – феромоны. Через них передают сигнал тревоги – и тогда все выскакивают из своего жилища и готовятся к обороне.
- Может ли муравей жить один?
Нет, не может. Если муравья посадить в банку и дать ему всё необходимое для жизни, он всё равно быстро погибает.
Леса – наше основное богатство! Вот почему человек должен беречь его, беречь муравейники, развешивать весной домики-гнездовья чтобы привлечь птиц и этим помочь лесу сражаться с насекомыми-вредителями.
А на прощание с лесом подумай: почему погиб лес, когда в нём вырубили старые дуплистые деревья?