РУС БЕЛ ENG

Охрана труда

 В ГУО «Рытанская начальная школа» организован комплекс мероприятий в области охраны труда, который подразумевает создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

   Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Со всеми необходимыми документами по охране труда, профилактике производственного травматизма можно ознакомиться здесь: https://ostrovets.grodno-region.by/ru/ohr-ru

Политика в области охраны труда

Главной целью Политики в области охраны труда в государственном учреждении образования «Рытанская начальная школа» является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников путем сведения к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварийных ситуаций на объектах.

Основными направлениями Политики являются:

  • соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в актах законодательства Республики Беларусь, технических нормативных правовых актах;
  • обеспечение здоровых и безопасных условий труда, безаварийной работы объектов, улучшение условий труда;
  • предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, принятие мер и выделение необходимых средств для максимального снижения воздействия опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • обучение, систематическое повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка персонала к локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций;
  • организация эффективного контроля за соблюдением требований охраны труда, анализ состояния охраны труда, своевременное принятие управленческих решений по совершенствованию механизмов по обеспечению безопасности;
  • систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости;
  • привлечение работников школы, представителей профсоюза к участию в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве;
  • открытость и доступность в области охраны труда для всех заинтересованных сторон;
  • реализации идеи о том, что безопасность труда — дело всех и каждого.

        Улучшение условий труда, повышение его безопасности – одна из важнейших задач государства. Безопасность учреждения образования – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также охрана материальных ценностей школы, предотвращение возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Обеспечение безопасных и здоровых условий труда и учебы в школе является приоритетной задачей в деятельности администрации и педагогического коллектива. Безопасность в школе включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, связанную с техническим состоянием среды обитания. Для государственного учреждения образования «Рытанская начальная школа» охрана труда является одним из важнейших направлений деятельности.

свернуть

Производственный травматизм

Меры профилактики производственного травматизма: 

1. Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

2. Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.

3. Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:

   Вводный инструктаж - должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

   Инструктаж на рабочем месте (первичный) - должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.

   Периодический (повторный) инструктаж - проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца). 

   Внеплановый инструктаж - проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.

   Текущий инструктаж - проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.

4. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности. 

   Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.

   Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети. В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон. 

   Что же такое производственная травма? 

   Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях), влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.

Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом. 

   Виды производственных травм (несчастных случаев) 

Несчастные случаи делятся:
1) По количеству пострадавших:
одиночные (пострадал один человек);
групповые (пострадало одновременно два и более человека);
2) По тяжести:
легкие (уколы, царапины, ссадины);
тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
с летальным исходом (пострадавший умирает).
3) В зависимости от обстоятельств:
связанные с производством;
не связанные с производством, но связанные с работой;
несчастные случаи в быту. 

   Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п. 

   По причинам, вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические. 

   По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза. 

   Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения.  Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью.  Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию. 

   Причины производственных травм 

   Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:

1. Технические  - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся  узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям  т.д.

2. Организационные – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.

3. Личностные - (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его   отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве. 

   Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами  травмирования  наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли,  мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами. 

   Оказание медицинской помощи при производственной травме 

   Оказание медицинской помощи зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа:

1. Помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками (например, фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.

2. Транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.

3. Лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулаторно-поликлиническом учреждении.

 

свернуть

Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21.12.2021 № 82 «Об обеспечении пожарной безопасности»  и устанавливает общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), принадлежащих государственному учреждению образования «Рытанская начальная школа», в целях защиты от пожаров жизни, здоровья людей и материальных ценностей.

Настоящая Инструкция является обязательной для исполнения всеми работниками учреждения.

Наряду с настоящей Инструкцией следует также руководствоваться требованиями, предусмотренными иными нормативными правовыми актами (далее – НПА), в т. ч. техническими нормативными правовыми актами (далее – ТНПА) в области пожарной безопасности.

 ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА, ОБРАЩАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕЩЕСТВ, МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

  1. Государственное учреждение образования «Рытанская начальная школа» (далее – учреждение) расположено на территории Островецкого района, по адресу: аг.Рытань, ул. Школьная, 2.

2, Учреждение представляет собой двухэтажное строение общей площадью 1901,0 кв.м. с подвалом, стены кирпичные, перекрытия железобетонные, год постройки – 1993.

  1. Учреждение подчиняется отделу образования Островецкого райисполкома.
  2. Учреждение состоит:

- 1-й этаж – учебные классы, кабинет директора, кабинет заместителя директора  по УВР, столовая на 42 посадочные места, пищеблок (варочный цех, мясо-рыбный цех, овощной цех, складские помещения), электрощитовая, спортивный зал, помещение детского сада, кабинет медицинской сестры;

- 2-й этаж – учебные классы, актовый зал, кабинет обслуживающего труда для девочек, кабинет информатики.

Здания учреждения оборудовано пожарной сигнализацией с выведением на пульт контроля (система мониторинга Молния).

На территории объекта имеется 1 пожарный гидрант.

  1. Учреждение имеет свою специфику, которая заключается в присутствии большого количества людей различных возрастных групп.
  2. Основными причинами возникновения пожаров в учреждении могут быть:

6.1 неосторожное обращение с огнем;

6.2 нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования;

6.3 умышленные действия по уничтожению имущества (поджог);

6.4 неисправность производственного оборудования.

  1. Основные мероприятия по повышению пожарной безопасности учреждения должны быть направлены на предотвращение возникновения и распространения пожара.
  2. Эвакуационные пути и выходы в учреждении должны обеспечивать безопасную эвакуацию.
  3. Система обеспечения пожарной безопасности учреждения должна включать систему предотвращения пожара; систему противопожарной защиты; комплекс организационно-технических мероприятий и должна учитывать особенности, находящегося в этих объектах контингента. 

ГЛАВА 2

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА

  1. Руководитель учреждения обязан:

10.1. обеспечить:

соблюдение и контроль выполнения требований пожарной безопасности;

работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств;

10.2. организовать:

разработку инструкций по пожарной безопасности в соответствии с настоящими требованиями;

подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, определяемым Министерством по чрезвычайным ситуациям, и проведение противопожарных инструктажей, а также обучение работников мерам пожарной безопасности;

проведение технологических процессов в соответствии с эксплуатационной и технологической документацией;

информирование работников о состоянии пожарной безопасности в учреждении;

наличие стендов с информацией о пожарной безопасности и их своевременное обновление;

уборку территории от сухой растительности и горючих отходов;

10.3 в случае проведения массового мероприятия организовать до начала его проведения осмотр помещений на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, а также назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность, и обеспечить их дежурство.

  1. Руководитель учреждения назначает лиц, ответственных за пожарную безопасность структурных подразделений и объектов, которые обязаны:

11.1 обеспечить:

пожарную безопасность и противопожарный режим на закрепленных за ними объектах;

содержание в работоспособном и исправном состоянии средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий;

подготовку работников по программам пожарно-технического минимума, определяемым Министерством по чрезвычайным ситуациям, и проведение противопожарных инструктажей, а также обучение работников мерам пожарной безопасности;

11.2. информировать руководителя учреждения обо всех обнаруженных нарушениях требований пожарной безопасности и противопожарного режима и незамедлительно принимать меры по их устранению.

  1. В случае возникновения пожара руководитель (должностное лицо) учреждения обязан:

12.1. до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений:

организовать передачу сообщения о пожаре в пожарные аварийно-спасательные подразделения;

вызвать при необходимости скорую медицинскую помощь, а также аварийные службы;

принять незамедлительные меры по обеспечению эвакуации людей и ограничению распространения пожара (вплоть до остановки оборудования);

организовать выполнение действий, предусмотренных инструкциями по пожарной безопасности;

12.2. по прибытии на пожар аварийно-спасательных подразделений:

предоставить доступ на территорию и в помещения работникам этих подразделений;

сообщить сведения:

а) о месте пожара и наличии (возможности наличия) людей на объекте;

б) о мерах, предпринятых для ликвидации пожара, и людях, занятых ликвидацией очагов горения;

в) о наличии взрывопожароопасных материалов, баллонов с газом, легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей;

12.3. при включении в состав штаба на пожаре:

обеспечить выполнение задач, поставленных руководителем тушения пожара;

предоставить информацию руководителю тушения пожара об особенностях учреждения;

координировать действия работающих на объекте при выполнении задач, поставленных руководителем тушения пожара;

12.4. на основании причин и условий, способствовавших возникновению пожара, организовать разработку и выполнение мероприятий по их исключению в дальнейшем.

  1. Каждый работник учреждения обязан:

знать требования пожарной безопасности, соблюдать противопожарный режим субъекта хозяйствования;

не совершать действий, которые могут привести к пожару;

уметь применять первичные средства пожаротушения и средства самоспасения;

незамедлительно приступить к эвакуации при срабатывании систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией либо при поступлении иной информации о пожаре;

при обнаружении пожара:

а) незамедлительно сообщить по телефону 101 или 112 либо непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара;

б) принять возможные меры по оповещению людей и их эвакуации, а также тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.                                     

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОРОГ, ПОДЪЕЗДОВ И ПРОЕЗДОВ К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ НАРУЖНЫМ УСТАНОВКАМ, ИСТОЧНИКАМ НАРУЖНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

  1. На территории учреждения и в ее структурных подразделениях должны быть размещены знаки пожарной безопасности в соответствии с действующими ТНПА.
  2. Не допускается перекрывать и загромождать проезды и подъезды к зданию и водоисточникам для пожарной аварийно-спасательной техники. О закрытии (ремонте) отдельных участков дорог или проездов, препятствующих проезду пожарной аварийно-спасательной техники, необходимо не менее чем за сутки уведомить пожарные аварийно-спасательные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, при аварийных ситуациях – сообщать немедленно. В зимнее время проезды должны регулярно очищаться от снега.
  3. У въездов на территорию учреждения должны быть вывешены схемы с нанесенными на них зданиями (сооружениями), въездами, подъездами, пожарными проездами, местонахождениями источников противопожарного водоснабжения. При механизированном открывании въездных ворот они должны иметь устройство, обеспечивающее возможность ручного открывания.
  4. В пределах нормативно установленных противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями не допускается складирование горючих материалов, строительство временных и установка мобильных зданий (сооружений), а также стоянка транспортных средств.
  5. Территория учреждения должна быть очищена от сухой травы и листьев, сгораемого мусора и отходов, обладающих взрывопожароопасными и пожароопасными свойствами. На площадках, прилегающих к зданиям (сооружениям), и в противопожарных разрывах должна периодически выкашиваться трава. Сушить и скирдовать скошенную траву на территории учреждения не допускается, за исключением специально отведенных для этих целей мест. Не допускается выжигание растительности, стерни.
  6. Для сбора отходов потребления и мусора на территории учреждения должны быть установлены контейнеры с закрывающимися крышками.
  7. Контейнеры для отходов потребления и производственных отходов необходимо устанавливать на контейнерных площадках на расстоянии не менее 15 м от зданий (сооружений), открытых стоянок автотранспорта, 20 м от жилых зданий.
  8. Контейнерные площадки должны иметь с трех сторон по периметру ограждение из негорючих материалов высотой выше емкостей для сбора отходов и твердое покрытие из негорючих материалов в пределах ограждения.
  9. На территории учреждения запрещается разводить костры и сжигать мусор.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ, НАРУЖНЫХ УСТАНОВОК

  1. Не допускается хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючим газом, а также емкостей после их применения в подвальных, цокольных, технических этажах, на лестничных клетках, в заэкранном пространстве.
  2. В зданиях, сооружениях и помещениях не допускается применение:

- пиротехнических изделий;

- открытого огня (свечи, факелы и другие эффекты с применением огня);

  1. Хранение бензина, дизельного топлива в помещениях гаражей-стоянок допускается только в плотно закрывающейся металлической таре либо полимерной таре с антистатическими свойствами.
  2. В гаражах-стоянках не допускается:

- пользоваться открытым огнем;

- оставлять транспортные средства при наличии течи из топливной системы;

- осуществлять в помещениях заправку и слив топлива.

  1. Декорации, бутафории, сценическое и выставочное оформление, драпировки и шторы должны изготавливаться из трудновоспламеняемых материалов либо быть обработанными с использованием огнезащиты для придания им трудновоспламеняемости.
  2. В процессе эксплуатации конструктивные решения по обеспечению огнестойкости не должны ухудшаться, поврежденные участки огнезащитных покрытий должны своевременно восстанавливаться.
  3. К эксплуатации допускаются теплогенерирующие аппараты и отопительные приборы только промышленного (заводского) изготовления (кроме теплоемких печей) при соблюдении определяемых Министерством по чрезвычайным ситуациям требований в части их размещения и эксплуатации.
  4. При эксплуатации вентиляционных систем не допускается отключать или снимать огнезадерживающие устройства.
  5. Все помещения, независимо от назначения, производственные цеха, мастерские, кладовые, лаборатории, кабинеты, библиотека, столовая и другие помещения по окончании в них работ, а также на выходные и праздничные дни, перед закрытием должны обязательно осматриваться ответственными лицами за пожарную безопасность.
  6. В ходе осмотра ответственные лица проверяют:

- отключение электронагревательных приборов, электроустановок, оборудования, силовой и электроосветительной сети (за исключением источников электропитания и электроустановок, которые по условиям технологического процесса должны работать круглосуточно;

- состояние рабочих столов, шкафов, урн и т.п. в целях удаления источников загорания (горящих окурков, спичек, свечей, само возгорающихся веществ и материалов);

- размещение пожароопасного оборудования и приборов в специально отведенных местах, после прекращения работ (паяльные лампы, паяльники, баллоны и т.п.);

- удаление легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, товаров в аэрозольной упаковке в специально отведенное и оборудованное для их хранения место;

- уборка помещений, рабочих мест от производственных горючих отходов, обтирочных материалов, порожней тары и прочего мусора;

- отсутствие контакта нагретых поверхностей выключенных электроприборов, электрооборудования с горючими веществами и материалами;

- закрытие окон и форточек;

- содержание в работоспособном состоянии пожарной сигнализации;

- беспрепятственное содержание проходов, подходов к помещениям, эвакуационным и аварийным выходам;

- доступ в помещение в случае пожара.

- наличие первичных средств пожаротушения;

- своевременный осмотр и работоспособность средств пожаротушения;

- беспрепятственный доступ к средствам пожаротушения.

  1. При осмотре и проверке помещений следует установить, нет ли дыма, запаха гари, повышения температуры и других признаков пожара. При обнаружении подобных признаков – выявить причину и принять меры к ее устранению.
  2. В целях быстрого открывания дверей и люков выходов на кровлю, дверей в технические помещения в зданиях и сооружениях предусмотрено наличие комплекта ключей с номерными бирками. Ключи находятся у дежурного на вахте 1-го этажа в доступном месте, для получения в любое время суток. На наружной стороне дверей (люков) выходов на кровлю, технических помещений вывешиваются таблички с указанием назначения помещения и места хранения ключей.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК, НОРМЫ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ С УЧЕТОМ ИХ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ, СОВМЕСТИМОСТИ ХРАНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОДНОРОДНОСТИ СРЕДСТВ ТУШЕНИЯ

  1. Горючие вещества и материалы (в том числе негорючие вещества и материалы в горючей упаковке) должны размещаться от теплогенерирующих аппаратов, отопительных и осветительных приборов на расстоянии, исключающем их загорание.
  2. Не допускается принимать на хранение и хранить баллоны с ГГ с неисправными вентилями, поврежденным корпусом (трещины, вмятины, сильная коррозия) и не прошедшие технического освидетельствования в установленном порядке.
  3. Хранение баллонов с ГГ под воздействием прямых солнечных лучей

не допускается.

  1. При хранении баллонов с ГГ на их боковом штуцере вентиля должна ставиться заглушка, а на баллоны объемом 40 литров и более должны устанавливаться предохранительные колпаки.
  2. Баллоны с ГГ следует хранить отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями, а также от баллонов с токсичными газами.
  3. Наполненные и пустые баллоны с ГГ должны храниться раздельно.
  4. Не допускается превышение установленных норм заполнения баллонов с ГГ сжатыми, сжиженными и растворенными газами.
  5. При хранении баллонов с кислородом не допускается попадание на них жира (масел) и соприкосновение арматуры с промасленными материалами.
  6. При хранении баллонов с ГГ должны приниматься меры, предупреждающие их падение, повреждение, удары друг о друга.

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

  1. Практическая отработка эвакуации – важная составная часть подготовки работников учреждения. Она является основной формой контроля подготовленности работников к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.
  2. Во время тренировок у работников вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию проживающих, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
  3. Тренировка по эвакуации назначается приказом директора учреждения о подготовке тренировки, в котором отражаются цель, дата и время проведения, указываются руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.
  4. Начальником штаба тренировки разрабатывается план-конспект проведения тренировки, в котором указываются тема тренировки, ее цели, состав участников и этапы проведения тренировки, задачи штабу, работникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей.
  5. Обязанности руководителя при подготовке к учебной эвакуации работников и учащихся:

- довести информацию об объемно-планировочных решениях объекта, рассказать об эвакуационных путях, о состоянии систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- довести замысел тренировки;

- довести порядок действий при возникновении пожара, а также на других стадиях развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим и др.

  1. Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, а также напугать работников и учащихся запрещается.
  2. Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала и проживающих.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

ЗАЩИТЫ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ, ВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА НИХ

  1. Технические средства противопожарной защиты (ТСППЗ) – это системы автоматического обнаружения и тушения пожара, оповещения, противопожарного водоснабжения, а также другие технические средства, предназначенные для защиты людей и материальных ценностей от пожара.
  2. В учреждении существует ряд различных средств ТСППЗ ( наружное противопожарное водоснабжение, адресная система пожарной сигнализации, приборы приемно-контрольные охранно-пожарные и др.).
  3. На объекте заключены договора на техническое обслуживание  систем оповещения, пожарных сигнализаций со специализированной организацией.
  4. Система пожарной сигнализации – это совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения факторов пожара, сбора, обработки, регистрации, формирования и передачи в заданном виде сигналов о пожаре и другой информации.

55.Запрещается устанавливать, взамен неисправных пожарных извещателей, пожарные извещатели иного типа или принципа действия, а также замыкать шлейф при их отсутствии.

  1. К пожарным извещателям должен быть обеспечен свободный доступ. Расстояние от складируемых материалов и оборудования до пожарных извещателей должно составлять не менее 0,6 м.

57.Запрещается окраска, забеливание и т.п. пожарных извещателей установок пожарной автоматики (далее – УПА).

  1. В период проведения ремонтных работ в защищаемых помещениях пожарные извещатели должны быть защищены от попадания на них штукатурки, краски, побелки. После окончания ремонта защитные приспособления должны быть сняты.
  2. Пожарные извещатели УПА в местах, где имеется опасность их механического повреждения, должны быть защищены надежными ограждениями, не влияющими на их работоспособность.
  3. Помещения, в которых размещены приемно-контрольные приборы, должны быть сухими и хорошо вентилируемыми, недоступными для посторонних лиц, а аппаратура должна быть опломбирована и заземлена.
  4. Лицо, ответственное за эксплуатацию УПА, обязано обеспечить: 

-поддержание УПА в работоспособном и исправном состоянии;

-контроль за своевременным ремонтом и ТО;

-незамедлительное принятие мер по устранению выявленных недостатков  при эксплуатации УПА;

-наличие и сохранность полного комплекта технической документации.

  1. Каждое учреждение должно быть обеспечено водой для тушения пожара.
  2. Не допускается демонтировать пожарные гидранты и краны.
  3. Не допускается производить отключения участков водопроводной сети с установленными на них пожарными гидрантами и кранами, а также снижать напор в сети ниже требуемого для пожаротушения. В случае технической необходимости или аварии об этом должны немедленно уведомляться территориальные органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
  4. Проверка состояния наружного противопожарного водоснабжения должна проводиться не реже одного раза в шесть месяцев (перед наступлением весенне-летнего и осенне-зимнего периодов), внутреннего противопожарного водоснабжения один раз в год. В ходе проверки проверяется водоотдача и составляется протокол, а также после каждого капитального ремонта, реконструкции или подключения новых потребителей к водопроводной сети комиссионно с составлением акта.
  5. Ответственному лицу необходимо регулярно производить контроль за состоянием наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:
  6. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы пожарными рукавами и стволами, заключенными в пожарные шкафы. Рукава внутренних пожарных кранов должны быть сухими, скатанными в двойную скатку, присоединенными  к пожарному крану и стволу.
  7. Размещение пожарного крана должно обеспечивать удобство вращения маховика. Рукав, присоединенный к пожарному крану, не должен препятствовать закрытию дверцы пожарного шкафа. При прокладывании пожарного рукава в любом направлении должен исключаться его резкий излом в месте присоединения к вентилю.
  8. Пожарные краны должны быть постоянно доступны  для использования.
  9. Не допускается засыпать песком, грунтом, покрывать асфальтом или бетоном крышки люков пожарных гидрантов.
  10. К первичным средствам пожаротушения относятся:

- огнетушители;

- немеханизированный ручной пожарный инструмент;

- емкости с запасом воды;

- полотнище противопожарное.

  1. Определение необходимого типа и количества первичных средств пожаротушения должно проводиться в соответствии с нормами, определяемыми Министерством по чрезвычайным ситуациям, в зависимости от их огнетушащей способности, а также площади защищаемых помещений, открытых площадок и установок.
  2. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на указанное оборудование. Огнетушители должны содержаться и использоваться в соответствии с рекомендациями (паспортами) их производителей, быть исправными и работоспособными.
  3. В учреждении применяют переносные порошковые огнетушители закачного типа ОП-2, ОП-4, ОП-5, ОП-8 и углекислотные типа ОУ-2, ОУ-5, ОУ-7. Они являются наиболее универсальными и предназначены для тушения загораний:

- твердых горючих веществ (класс пожара А);

- жидких горючих веществ (класс пожара В);

- газообразных горючих веществ (класс пожара С);

- электроустановок, электроприемников, электроустановочной арматуры и наружной электропроводки находящихся без напряжения и под напряжением до 1000В  (класс пожара Е);

- загоревшейся одежды на человеке.

  1. Порошковыми огнетушителями не рекомендуется проводить тушение (при наличии других, более совершенных, средств пожаротушения):

- вещества, горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы, натрий калий, термит, целлулоид т.п.);

- оборудование, которое может выйти из строя при попадании на него огнетушащего вещества (электронное оборудование, компьютеры, телевизоры и т.п.), электрические машины коллекторного типа (электродрели, электродвигатели и т.п.);

- ценных предметов (документов, книг, картин и т.п.), так как после контакта после контакта порошка огнетушащего вещества с огнем возникают трудности по полному удалению порошка с поверхности вышеуказанных предметов;

  1. Огнетушители предназначены как для тушения загораний как в помещениях, так и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от - 40 до + 50.

77.Порядок приведения в действие порошковых огнетушителей:

- поднести огнетушитель к месту загорания на расстояние 2 м, при этом необходимо помнить, что длина струи огнетушащего вещества - 3-4.5 м;

- сорвать пломбу, имеющуюся на запорно-пусковом устройстве огнетушителя;

- выдернуть чеку;

- направить распылитель шланга на очаг загорания;

- нажать кистью руки на верхнюю ручку запорно-пускового устройства, при выходе огнетушащего вещества из распылителя (сопла) огнетушителя - приступить к тушению. Продолжительность  выхода огнетушащего вещества не менее ОП-2 – 6 сек, ОП-4-10сек, ОП-5-10сек, ОП-8-15 сек.

рекомендуется начинать тушение  с 3 м;

  1. Углекислотные огнетушители в учреждении используются реже. Углекислотные огнетушители запрещается применять для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением выше 10кВ.
  2. Порядок приведения в действие углекислотных огнетушителей:

- поднести огнетушитель к месту загорания на расстояние 1-2 м, длина струи огнетушащего вещества 2-3м;

- сорвать пломбу, имеющуюся на запорно-пусковом устройстве огнетушителя;

- выдернуть чеку;

- направить раструб огнетушителя на очаг возгорания;

- нажать кистью руки на верхнюю ручку запорно-пускового устройства, при выходе огнетушащего вещества из раструба огнетушителя – приступить к тушению.

80 .Огнетушители, отправленные на перезарядку, должны заменяться соответствующим количеством аналогичных заряженных огнетушителей.

  1. Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации.
  2. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки (квартальные и годовые), капитальный ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.
  3. Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.
  4. Капитальный ремонт, перезарядка, испытания огнетушителей должны проводиться в соответствии с инструкциями по перезарядке, проведению испытаний организациями, имеющими соответствующую лицензию МЧС Республики Беларусь и осуществляющими свою деятельность в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
  5. Перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем.
  6. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется:

- отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя;

- состояние защитных и лакокрасочных покрытий;

- наличие четкой и понятной инструкции;

- состояние предохранительного устройства;

- исправность манометра или индикатора давления

 -состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облома.

  1. Результат проверки заносят в журнал учета огнетушителей.
  2. Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей.
  3. Не реже одного раза в 5 лет порошковые огнетушители углекислотные должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков ОТВ.
  4. Использование огнетушителей не по назначению не допускается.

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРЯДНЫМИ (СУБПОДРЯДНЫМИ) СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

  1. При проведении огневых работ на территории учреждения представителями подрядчика ответственность за пожарную безопасность при этих работах возлагается на руководителя работ или специалиста организации (по согласованию), что фиксируется в наряде-допуске.
  2. Исполнители огневых работ обязаны пройти противопожарный инструктаж и расписаться в наряде-допуске, а исполнители подрядной (сторонней) организации дополнительно должны пройти противопожарный инструктаж в подразделении с отметкой в журнале.
  3. При реконструкции, реставрации, расширении, техническом переоснащении и капитальном ремонте объектов учреждения без прекращения их функционирования, а также при вводе в эксплуатацию объектов очередями руководство учреждения совместно со строительно-монтажной организацией обязано разработать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и назначить приказом ответственных за их выполнение от заказчика и подрядчика (по объекту в целом и по отдельным участкам).

 

ГЛАВА 9

ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ ПОЖАРЕ

  1. Работнику, обнаружившему пожар, необходимо:

94.1. немедленно сообщить по тел. 101 или 112 или непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара;

94.2. принять меры по оповещению учащихся и работников учреждения и их эвакуации;

94.3. принять возможные меры по тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

  1. Руководитель (должностное лицо) учреждения, прибывший к месту пожара, обязан проверить, вызваны ли пожарные аварийно-спасательные подразделения, добровольная пожарная дружина. Направить для встречи пожарных аварийно-спасательных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей.
  2. До прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений руководитель (должностное лицо) обязан:

96.1.  организовать эвакуацию людей, принять меры по предотвращению паники;

96.2.  вызвать при необходимости к месту пожара медицинскую помощь, а также аварийные службы;

96.3.  организовать с помощью работников тушение пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения;

96.4.  организовать мероприятия по защите людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов;

96.5.  организовать отключение электроэнергии от потребителей, систем вентиляции и другие мероприятия, способствующие предотвращению распространения пожара;

96.6.  организовать эвакуацию материальных ценностей (по возможности).

  1. По прибытии пожарных аварийно-спасательных подразделений, руководитель (должностное лицо) обязан сообщить руководителю тушения пожара следующие сведения: о месте очагов горения, наличии в помещениях людей, нуждающихся в помощи, о работниках, занятых ликвидацией возгорания, наличии взрывопожароопасных материалов, баллонов с газом под давлением, ЛВЖ и ГЖ и о мерах, предпринятых по ликвидации пожара, а также обеспечить доступ в помещения согласно указаниям руководителя тушения пожара.
  2. Руководитель (должностное лицо) при включении в состав штаба на пожаре обязан:

98.1. обеспечить выполнение задач, поставленных руководителем тушения пожара;

98.2. предоставлять информацию руководителю тушения пожара об особенностях объекта;

98.3.  координировать действия работников учреждения при выполнении задач, поставленных руководителем тушения пожара.

ГЛАВА 10

ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

  1. Гражданину, обнаружившему пожар, необходимо:

99.1. немедленно сообщить по телефонам 101 или 112 или непосредственно в пожарное аварийно-спасательное подразделение адрес и место пожара;

99.2. принять меры по оповещению людей и их эвакуации;

99.3. принять возможные меры по тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

  1. Руководитель учреждения, прибывший к месту пожара, обязан:

100.1. проверить, вызваны ли пожарные аварийно-спасательные подразделения ПД. Направить для встречи пожарных аварийно-спасательных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

100.2. до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений:

- организовать эвакуацию людей, принять меры по предотвращению паники;

- вызвать при необходимости к месту пожара медицинскую помощь, а также аварийные службы;

- организовать с помощью членов ДПД и других работников тушение пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения;

- организовать мероприятия по защите людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, поражений электрическим током, отравлений, ожогов;

- проверить включение в работу технических средств противопожарной защиты (ТСППЗ);

- организовать отключение электроэнергии от потребителей без отключения ТСППЗ, остановку систем вентиляции, приведение в действие системы дымоудаления и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

- организовать по возможности эвакуацию материальных ценностей;

- обеспечить по прибытии пожарных аварийно-спасательных подразделений доступ в помещения согласно указаниям руководителя тушения пожара.

  1. По прибытии на пожар пожарных аварийно-спасательных подразделений руководитель учреждения обязан сообщить руководителю тушения пожара сведения о месте пожара, наличии в помещениях людей, нуждающихся в помощи, а также о людях, занятых ликвидацией очагов горения, наличии взрывопожароопасных материалов, баллонов с газом под давлением, ЛВЖ, ГЖ и о мерах, предпринятых по ликвидации пожара.
  2. Руководитель учреждения при включении в состав штаба на пожаре обязан:

- обеспечить выполнение задач, поставленных руководителем тушения пожара;

- предоставлять информацию руководителю тушения пожара об особенностях объекта;

- координировать действия работников объекта при выполнении задач, поставленных руководителем тушения пожара.

  1. В ночное время все вышеуказанные мероприятия выполняет сторож.

ГЛАВА 11

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Статья 46. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

104.1. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в организациях несут персонально их руководители.

104.2. Ущерб, причиненный пожарами, подлежит возмещению в порядке, устанавливаемом законодательством.

104.3. Лица, нарушающие или не выполняющие настоящий Закон, требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предписания, рекомендации, требования и заключения органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1. Статья 304. Нарушение правил пожарной безопасности.

105.1.  Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

105.2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникновение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение либо ущерб в крупном размере наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

105.3. Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

  1.  Статья 15.57. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов

106.1. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

  1. Статья 15.58. Разведение костров в запрещенных местах

107.1. Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями особенной части настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

  1. Статья 23.56. Нарушение законодательства о пожарной безопасности.

108.1. Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.

108.2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.

свернуть

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для преподавателя в школе создана на основе действующего законодательства и типовых инструкций по охране труда.

1.2. Обязанностями преподавателя (учителя) в части охраны труда являются:

- участие в планировании и проведении мероприятий по охране труда, сохранению жизни и здоровья учащихся школы;

- создание здоровых и безопасных условий труда и занятий для учащихся;

- осуществление надзора и выполнение контроля за соблюдением учащимися правил безопасности;

- проведение обучения, консультаций, инструктажей ученикам по вопросам охраны труда;

- контроль за санитарией и гигиеной в используемых для занятий кабинетах;

- исполнение мероприятий, включенных в соглашения по охране труда;

- строгое выполнение инструкции по охране труда преподавателя школы и других инструкций.

1.3. К выполнению самостоятельной работы в качестве преподавателя (учителя) могут быть допущены лица не моложе 18 лет, которые получили соответствующее образование и подготовку по специальности, обладающие знаниями по теории и профессиональными навыками согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов.

Преподаватель (учитель), допущенный к самостоятельной работе, не должен иметь никаких противопоказаний к работе по указанной специальности по состоянию здоровья и должен иметь I группу по электробезопасности. Преподаватель (учитель) проходит в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Преподаватель (учитель) школы также проходит обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, прослушивает вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на своем рабочем месте, изучает требования инструкции по охране труда преподавателя школы проходит обязательную проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Преподаватель (учитель) обязан:

- строго выполнять утвержденные в школе правила внутреннего трудового распорядка;

- поддерживать порядок на своем рабочем месте;

- быть внимательным, во время проведения урока, не отвлекаться на дела и разговоры, не связанные с проведением занятия, и не отвлекать других от работы;

- не допускать случаев нарушения учащимися требований безопасности труда и правил пожарной безопасности;

- использовать предоставленное оборудование и инструменты строго в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей;

- выполнять правила личной гигиены;

- строго соблюдать требования инструкции по охране труда для учителя в школе или ином образовательном учреждении;

- проводить только ту работу, которая закреплена за ним его должностной инструкцией;

- соблюдать установленный в школе режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности и вида трудовой деятельности (рациональный режим труда и отдыха предполагает соблюдение перерывов в работе);

- хранить и принимать пищу только в отведенных для этих целей и специально оборудованных местах;

- незамедлительно сообщать директору школы о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на территории школы, об ухудшении состояния своего здоровья;

- соблюдать требования и предписания знаков безопасности, установленных на территории школы, сигнальных цветов и разметки;

- уметь проводить первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при возникновении несчастного случая;

- знать номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.) и для безотлагательного информирования непосредственного и вышестоящих руководителей, место расположения аптечки первой помощи, пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях.

1.5. Учитель в школе должен соблюдать правила охраны труда в целях обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы, включая:

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности актового зала, музыкального зала;

- травмы, получаемые школьниками при падении во время проведения подвижных занятий;

- получение травм и ожогов от электрического тока при использовании неисправных или поврежденных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов;

- повышенные нагрузки на глаза, усталость, нарушение концентрации внимания при работе в течение продолжительного времени на компьютере и с документами.

1.6. Курение и употребление алкогольных напитков на территории школы, а также появление на работе в нетрезвом виде категорически запрещено.

1.7. В соответствии с действующим законодательством учитель несет ответственность за исполнение требований охраны труда, соблюдение пожарной безопасности на рабочем месте, санитарных норм и правил, а также настоящей инструкции.

1.8. В кабинете следует располагать комнатный термометр для контроля установившегося температурного режима.

1.9. Лица, своим действием или бездействием допустившие невыполнение или нарушение требований данной инструкции по охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, правилами внутреннего трудового распорядка.

При необходимости указанные лица отправляются на внеочередную проверку знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Внимательно провести осмотр своего рабочего места, оценить состояние используемого оборудования, инструментов и материалов. Убрать с рабочей поверхности лишние, не используемые в работе предметы.

2.2. Проверить:

- на соответствие требованиям норм охраны труда помещение для проведения занятий;

- проверить освещение, включив полностью установленное освещение кабинета. Убедиться в исправной работе осветительных приборов. Минимально допустимая освещенность должна быть: при установленных люминесцентных лампах не менее 200 лк (13 Вт/м2), при использовании ламп накаливания не менее 100 лк (32 Вт/м2);

- исправность, отсутствие видимых повреждений подводящих кабелей и электровилок используемых во время занятий электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов;

- санитарное состояние помещения и хорошо проветрить его, открыв окна или фрамуги и двери до начала занятий. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание следует закончить за 10 мин до прихода обучающихся;

- рабочее место на соответствие требованиям безопасности;

- исправность применяемого во время занятий оборудования и инструментов, качество используемых материалов.

2.3. Подготовить к занятиям используемые оргтехнику, оборудование, инструменты, материалы, включающие и выключающие устройства, светильники, электропроводку и т.д.

2.4. Выявленные перед началом работы нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности - сообщить об этом директору школы для принятия соответствующих мер. До устранения неполадок к работе приступать запрещено.

2.5. Самостоятельное устранение нарушений требований безопасности труда, особенно связанное с ремонтом и наладкой оборудования, возможно производить только при наличии соответствующей подготовки и допуска к подобному виду работ, при условии соблюдения правил безопасности труда.

 3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы преподавателю необходимо строго соблюдать требования безопасности и правила эксплуатации оборудования, применения инструментов и материалов, изложенные в технических паспортах, эксплуатационной, ремонтной и иной документации, выпущенной организациями-изготовителями. Строго соблюдать методику проведения урока музыки или музыкального занятий, инструкцию по охране труда преподавателя школы.

3.2. При проведении урока необходимо поддерживать дисциплину и порядок, внимательно следить за тем, чтобы обучающиеся следовали всем указаниям преподавателя, обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.3. Категорически запрещено разрешать учащимся самовольно покидать место проведения урока, не оставлять обучающихся в классах без присмотра.

3.4. При необходимости использования на музыкальном занятии электрических звуковоспроизводящих аппаратов и инструментов (магнитофон, проигрыватель, телевизор и др.) следует руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации данных инструментов.

3.5. В ходе работы следует контролировать соблюдение требований охраны труда учащимися.

3.6. Необходимо уделять внимание чистоте воздуха в помещении. При проветривании следить за тем, чтобы не образовывались сквозняки. Проветривание проводить в отсутствие учащихся. Поддерживать на своем рабочем месте порядок и чистоту. Мусор необходимо собирать в специальные емкости и каждый день удалять из помещения.

3.7. Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций и получения производственных травм

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- курить в помещениях;

- прикасаться к оголенным или имеющим внешние повреждения изоляции электропроводам;

- работать на неисправном оборудовании; - приносить в класс горячие напитки (чай, кофе);

- оставлять без надлежащего присмотра электронагревательные приборы;

- наступать на электрические кабели и шнуры переносных электропотребителей, открывать дверцы электрошкафов;

- хранить крупногабаритные или тяжелые предметы на шкафах (для документов или одежды) и столах, не предназначенных для этого;

- выбрасывать наружу через окна и форточки какие-либо предметы;

- садиться и становиться ногами на подоконники закрытых или открытых окон;

- перевешиваться через подоконники открытых окон;

- садиться на трубы и батареи центрального отопления;

- залезать на деревья, заборы, ограждения, крыши зданий и сооружений, пожарные лестницы за исключением случаев выполнения своих профессиональных обязанностей по указанию руководителя работ;

- контактировать с безнадзорными животными при нахождении их на территории школы. При обнаружении безнадзорных животных, сообщить об этом руководителю;

- в осенне-зимний период приближаться к местам возможного падения сосулек, наступать на не убранную наледь и снег.

3.9. Ежедневно проверять исправность мебели (столов, стульев), оборудования, инструментов, блокировочных, включающих и выключающих устройств, штепсельных вилок, розеток.

3.10. Все виды дополнительных занятий могут проводиться строго после получения разрешения директора школы или соответствующего должностного лица учреждения.

3.11. Учителю запрещается выполнять любые виды ремонтновосстановительных работ на рабочем месте или в помещении во время проведения занятий. Ремонт следует выполнять строго специально подготовленному персоналу (электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарю-сантехнику, плотнику и др.).

3.12. При проведении уроков, во время хода которых возможно получить общее или местное загрязнение кожи школьника, преподаватель должен особенно тщательно следить за соблюдением учениками гигиены труда.

3.13. Если учитель или учащийся во время проведения урока внезапно почувствовали недомогание, должны быть приняты следующие экстренные меры:

- при нарушении здоровья учащегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.) преподаватель должен оказать ему необходимую первую медицинскую помощь, вызвать при необходимости скорую помощь, сообщить родителям (родственникам);

- при внезапном ухудшении состояния здоровья преподавателя следует поставить в известность директора школы или его заместителей о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему преподавателю и руководству группой школьников в течение оставшегося времени занятий.

3.14. Учитель должен применять меры воздействия на учащихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время урока.

3.15. Учитель должен доводить до сведения директора школы  обо всех недостатках в обеспечении охраны труда работников и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (пониженная освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп, травмоопасность и др.).

3.16. При передвижении по лестнице необходимо держаться за перила, при необходимости приподнимая полы длинной одежды.

Запрещается: передвигаться по лестнице бегом; переступать и перепрыгивать через несколько ступеней лестницы; перемещаться по лестнице на каблуках высотой более 4 см.; переносить предметы, держа их перед собой, загораживая путь передвижения; перевешиваться через перила, кататься на перилах.

3.17. Во время перемещения по территории визуально контролировать состояние покрытия (пол, асфальтовое покрытие и т.п.). При наличии выбоин, вмятин, выпуклостей, посторонних предметов, открытых колодцев и трапов, скользких поверхностей (лед, снег, пролитые жидкости) изменить направление движения и обойти опасное место на безопасном расстоянии. При перемещении по территории здания запрещается ходить по мокрому покрытию (пол) во время проведения влажной уборки, необходимо обойти этот участок или дождаться окончания уборки и высыхания покрытия. Во избежание травмирования головы быть внимательным при передвижении возле низко расположенных конструктивных элементов зданий и сооружений.

3.18. При перемещении по территории школы при следовании мимо дверей (ворот) передвигаться на расстоянии от дверей (ворот) исключающем столкновение при резком открытии дверей (ворот). Не стоять перед дверьми (воротами).

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При появлении во время проведения занятий в помещении опасных условий труда (внезапное ощущение запаха гари и дыма, повышенное тепловыделение от музыкального оборудования, возникновение постороннего шума при его работе, неисправность заземления, воспламенение материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии и т.п.) необходимо незамедлительно прекратить проведение любых видов работ, отключить оборудование от сети питания, сообщить о происшедшем директору школы или дежурному администратору, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.

4.2. При возникновении пожара, задымления необходимо незамедлительно организовать экстренную эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации.

4.3. В случае возгорания или пожара руководствоваться требованиями инструкции по пожарной безопасности в школе. После вывода учащихся за пределы помещения проинформировать директора школы, инженера или администратора и действовать по их указанию. При загорании электросетей и электрооборудования строго запрещается тушить возникший пожар водой, до начала ликвидации их возгорания необходимо предварительно их обесточить.

4.4. При несчастном случае (травме) оказать первую доврачебную помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. Об имевшем место несчастном случае (травме) незамедлительно доложить непосредственно директору школы.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Проконтролировать приведение учащимися своих рабочих мест в надлежащий порядок.

5.2. Закрыть окна, отключить и обесточить оборудование, оргтехнику и светильники.

5.3. Убрать применявшиеся в ходе урока инструменты и материалы в установленное для их хранения место.

5.4. Сообщить директору школы о выявленных во время работы неполадках и неисправностях применявшегося оборудования и других факторах, которые могут оказать негативное влияние на безопасность труда.

 

свернуть

Помощь при травмах

1. Вывихи

Вывихи - полное смещение суставных концов костей, при котором утрачивается соприкосновение суставных поверхностей в области сочленения. Вывих наступает вследствие травмы, сопровождающейся, как правило, разрывом суставной капсулы, связок. Такое смещение концов костей происходит чаще - в плечевом, реже - в тазобедренном, локтевом и голеностопном суставах. Еще реже в результате ушиба.

Признаки вывиха:

Смещение костей из нормального положения в суставе, резкая боль, невозможность движений в суставе.

Вправление вывиха - врачебная процедура (!). Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что вывихи часто сопровождаются трещинами и переломами костей.

2. Ушибы

Ушибы - повреждения тканей и органов, при которых не нарушена целость кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела (ушиб пальца, естественно, не столь опасен, как ушиб головы). На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови (гематомы).

Признаки:

Повреждены мягкие ткани, без нарушения целостности кожи. Кровоподтек (синяк), припухлость (отек). При ушибе, прежде всего, необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой области тела возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Для уменьшения болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод - пузырь со льдом, холодные компрессы.

3. Растяжение и разрывы связок

Растяжение и разрывы связок суставов возникают в результате резких и быстрых движений, превышающих физиологическую подвижность сустава. Причиной может быть резкое подворачивание стопы (например, при неудачном приземлении после прыжка), падение на руку или ногу. Такие повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.

Признаки:

- появление резких болей;

- быстрое развитие отека в области травмы;

- значительным нарушением функций суставов. 

В отличие от переломов и вывихов при растяжении и разрыве связок отсутствует резкая деформация и болезненность в области суставов при нагрузке по оси конечности, например при давлении на пятку. Через несколько дней после травмы выступает кровоподтек, резкие боли в этот момент стихают. Если боли не исчезли через 2 - 3 дня и наступить на ногу по-прежнему нельзя, то в таком случае возможен перелом лодыжек в голеностопном суставе.

Первая помощь:

Первая помощь при растяжении связок такая же, как и при ушибах, т. е. прежде всего накладывают повязку, тугое бинтование, фиксирующую сустав, наложение холодного компресса на область сустава, давящей и шинной повязок, создание неподвижного состояния. При разрыве сухожилий, связок первая помощь заключается в создании больному полного покоя, наложении тугой повязки на область поврежденного сустава. 

4. Переломы

Переломом называется частичное или полное нарушение целости кости в результате ее удара, сжатия, сдавления, перегиба (во время падения). Переломы делятся на закрытые (без повреждения кожи) и открытые, при которых имеется повреждение кожи в зоне перелома.

Признаки:

- резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность;

- изменение положения и формы конечности;

- нарушения функции конечности (невозможность ею пользоваться);

появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;

- укорочение конечности;

- патологическая (ненормальная) подвижность кости.

Первая помощь при переломах костей:

1. создание неподвижности костей в области перелома;

2. проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;

3. организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение. 

Быстрое создание неподвижности костей в области перелома - иммобилизация - уменьшает боль и является главным моментом в предупреждении шока. Иммобилизация конечности достигается наложением транспортных шин или шин из подручного твердого материала. Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия и только после этого транспортировать больного. При открытом переломе перед иммобилизацией конечности необходимо наложить асептическую повязку. При кровотечении из раны должны быть применены способы временной остановки кровотечения (давящая повязка, наложение жгута и др.).

Шины бывают трех видов:

1. Жесткие

2. Мягкие

3. Анатомические 

В качестве жестких шин могут служить доски, полоски металла, картон, несколько сложенных журналов и т.д. В качестве мягких шин можно использовать сложенные одеяла, полотенца, подушки и т.д. или поддерживающие повязки и бинты. При анатомических шинах в качестве опоры используется тело самого пострадавшего. Например, поврежденная рука может быть прибинтована к груди пострадавшего, нога к здоровой ноге.

При проведении транспортной иммобилизации надо соблюдать следующие правила:

1. шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;

2. шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью;

3. создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;

4. при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный, тазобедренный).

Переломы бывают закрытые (без повреждения кожи), открытые (с нарушением целости кожи) и осложненные (кровотечением, размозжением окружающих тканей).

При открытых переломах (в ране видны отломки костей) микробы попадают в рану, вызывая воспаление мягких тканей и кости, поэтому эти переломы протекают тяжелее, чем закрытые.

Признаки открытого перелома:

боль, припухлость, изменение формы и укорочение конечности, появление подвижности в месте повреждения, хруста отломков.

Оказание помощи:

осколки, смещаясь, нередко повреждают кровеносные сосуды, нервы и внутренние органы, поэтому ни в коем случае не шевелите сломанную ногу или руку. Все надо оставить как есть, но обеспечить поврежденным костям наибольший покой. 

У пострадавших с открытыми переломами не пытайтесь вправить в рану торчащие отломки или удалять из раны осколки. Нужно остановить кровотечение, наложить на рану стерильную повязку, чистый носовой платок или полотенце. Затем осторожно, чтобы не усилить боль, следует наложить готовую шину (картонную, фанерную, деревянную или проволочную) или сделанную из подручных средств - доски, палки, кусков фанеры, веток, зонтика, ружья) и создать покой пострадавшему и конечности. Шину нужно накладывать на одежду, предварительно обложив ее ватой, примотав бинтом, полотенцем или мягкой материей. После наложения шину необходимо прибинтовать или привязать чем-нибудь в трех-четырех местах к телу. Если сломана крупная трубчатая кость (бедренная или плечевая), шиной надо фиксировать одновременно три сустава, а если повреждены более мелкие кости, достаточно сделать неподвижными выше - и нижележащие суставы. 

Перелом бедренной кости

Оказание помощи:

для создания покоя поврежденной ноге снаружи, от стопы до подмышечной области, прибинтовываются шины, а по внутренней поверхности - от подошвы до промежности. Если больница или медпункт от места катастрофы далеко, нужно еще одну шину прибинтовать сзади, от стопы до лопатки. Если нет шин, можно прибинтовать поврежденную ногу к вытянутой здоровой. 

Переломы костей голени

Оказание помощи:

шина накладывается по задней поверхности поврежденной ноги, от стопы до ягодиц, и фиксируется бинтом в области коленного и голеностопного суставов. 

Переломы костей кисти и пальцев

Оказание помощи:

поврежденные полусогнутые пальцы (придают хватательное положение кисти) прибинтовывают к ватному валику, подвешивают на косынку или шинируют. Фиксировать пальцы в выпрямленном положении недопустимо.  

Перелом ключиц

Возникает при падениях. Опасны повреждения смещаемыми отломками кости крупных подключичных сосудов.

Оказание помощи:

для создания покоя следует подвесить руку на стороне повреждения на косынку или на поднятую полу пиджака. Иммобилизация отломков ключицы достигается бинтовой повязкой Дезо или сведением рук за спиной при помощи ватно-марлевых колец (также можно руки связать за спиной ремнем). 

Переломы костей предплечья и плечевой кости

Оказание помощи:

согнув поврежденную руку в локтевом суставе и по-вернув ладонь к груди, накладывают шину от пальцев до противоположного плечевого сустава на спине. Если нет шины, можно прибинтовать, 

поврежденную руку к туловищу или подвесить ее на косынке, на поднятую полу пиджака. Переломы костей позвоночника и таза. 

Перелом позвоночника - чрезвычайно тяжелая травма.

Признаки:

появляется сильная боль в поврежденной области, исчезает чувствительность, наступает паралич ног, иногда нарушается мочеотделение.

Оказание помощи:

категорически запрещается пострадавшего с подозрением на перелом позвоночника сажать, ставить на ноги. Создать покой, уложив его на ровную твердую поверхность - деревянный щит, доски. Эти же предметы используют для транспортной иммобилизации. 

При отсутствии доски и бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна на носилках в положении лежа на животе. Укладывать пострадавшего на мягкие носилки нельзя. Можно - только на щит (широкую доску, фанеру, снятую с петель дверь), покрытый одеялом или пальто, на спину. Поднимать его надо очень осторожно, в один прием, чтобы не вызвать смещения отломков и более тяжелых разрушений спинного мозга и органов таза. Несколько человек могут поднимать пострадавшего, взявшись за его одежду и действуя согласованно, по команде.

Если нет досок, щита, пострадавшего кладут на пол автомашины и везут осторожно (без тряски). Человека с переломом шейного отдела позвоночника следует оставить на спине с валиком под лопатками, закрепить голову и шею, обложив их по бокам мягкими предметами. Если повреждены кости таза, ноги пострадавшего несколько разводят в стороны (положение ІлягушкиІ) и под колени подкладывают плотный валик из сложенного одеяла, скатанной одежды.

Переломы ребер

Оказание помощи:

нужно туго забинтовать грудную клетку в месте пере-лома. 

Переломы костей стопы

Оказание помощи:

к подошве прибинтовывается дощечка. 

Повреждение черепа и мозга

Наибольшую опасность при ушибах головы представляют повреждения мозга. Выделяют повреждения мозга:

- сотрясение;

- ушиб (контузия);

- сдавливание. 

Для травмы мозга характерны общемозговые симптомы:

- головокружение;

- головная боль;

- тошнота и рвота. 

Наиболее часто встречаются сотрясения головного мозга, при котором основные симптомы - потеря сознания (от нескольких минут до суток и более) и ретроградная амнезия (пострадавший не может вспомнить событий, которые предшествовали травме). При ушибе и сдавливании мозга появляются симптомы очагового поражения: нарушения речи, чувствительности, движений конечности, мимики и т. д. Первая помощь заключается в создании покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение. К голове - пузырь со льдом или ткань, смоченную холодной водой. Если пострадавший без сознания, необходимо очистить полость рта от слизи, рвотных масс, уложить его в фиксировано стабилизированное положение. 

Транспортировку пострадавших с ранениями головы, повреждениями костей черепа и головного мозга следует осуществлять на носилках в положении лежа на спине. Транспортировку пострадавших в бессознательном состоянии следует осуществлять в положении на боку. Это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотными массами.

Переломы костей черепа

Сломанные кости нередко повреждают головной мозг, он сдавливается в результате кровоизлияния.

Признаки:

нарушение формы черепа, определяется пролом (вмятина), истечение черепно-мозговой жидкости и крови из носа и ушей, потеря сознания.

Оказание помощи:

чтобы фиксировать шею и голову, на шею накладывают валик - воротник из мягкой ткани. Для перевозки тело пострадавшего кладут на спину, на щит, а его голову - на мягкую подушку. 

Переломы челюстей

Признаки:

боль, смещение зубов, подвижность и хруст отломков. При переломе нижней челюсти ограничивается ее подвижность. Плохо закрывается рот. Вследствие тяжелых травм возможно западение языка и нарушение дыхания.

Оказание помощи:

Перед транспортировкой пострадавших с повреждением челюстей следует произвести иммобилизацию челюстей: при переломах нижней челюсти - путем наложения пращевидной повязки, при переломах верхней - введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

5. Раны

Раны - повреждения целости кожных покровов тела, слизистых оболочек в результате механического воздействия на них. Чем больше повреждено тканей, сосудов, нервов, внутренних органов и чем сильнее загрязнены раны, тем тяжелее они протекают.

Признаки:

Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда более глубоколежащих тканей и органов. Кровотечение, боль, расхождение краев раны Нужно обратить внимание на все повреждения тканей тела с нарушением целости кожи, начиная от ссадин и уколов и кончая обширными ранениями с повреждением глубоко лежащих органов. Многие считают, что ссадины, уколы или мелкие ранения безвредны, что с ними не стоит обращаться за первой помощью. Однако даже через небольшие повреждения в кожу проникают различные микроорганизмы, вызывающие гнойные воспаления кожи.

Оказание помощи:

1. остановить сильное кровотечение;

2. принять противошоковые меры;

3. при наличии перелома, иммобилизовать повреждённую часть тела;

4. снять жгут после того, как место перелома перевязано;

5. в кратчайшее время обеспечить квалифицированную медицинскую (врачебную помощь). 

Лечение ссадин, уколов и мелких ран заключается в смазывании поврежденного места 5 % раствором йода или 2 % раствором бриллиантового зеленого и наложении стерильной повязки. 

Мелкие раны и царапины можно смазывать клеем БФ-6, который дезинфицирует рану и предохраняет ее от дальнейшего загрязнения. Перед смазыванием ран перечисленными средствами надо дать стечь нескольким каплям крови, особенно после уколов. Загрязненную кожу следует очистить кусочками марли, смоченной в одеколоне, спирте, бензине. Ни в коем случае нельзя промывать рану. Лечение более обширных и глубоких ран в принципе такое же. Однако, прежде всего, необходимо остановить кровотечение. Предварительно важно определить вид кровотечения, чтобы применить самый эффективный способ его остановки.

Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенки, бывает наружное и внутреннее. Из наружных кровотечений часто встречаемые венозные и артериальные кровотечения.

Артериальное кровотечение - кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета. Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость. Внутреннее кровотечение выявить гораздо труднее, чем наружное, так как оно не так ярко выражено и может появиться спустя некоторое время. Наиболее опасны для жизни внутренние кровотечения. 

Первая помощь при наружном кровотечении:

К способам временной остановки кровотечения относятся:

- придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;

- прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;

- прижатие артерии на протяжении;

- остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;

- круговое сдавливание конечности жгутом;

- остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране. 

Внутреннее кровотечение.

Наблюдается при закрытых травмах грудной и брюшной полости, когда повреждены внутренние органы или крупные сосуды и кровь изливается в плевральную или брюшную полость.

Признаки:

Пострадавший бледен, покрыт холодным потом, губы, ногтевые ложа бледные. Пострадавший жалуется на головокружение, шум в голове, мелькание "мушек перед глазами", просит пить. Головокружение усиливается в вертикальном положении, при физическом напряжении. Пульс частый, мягкий, малого наполнения, систолическое артериальное давление снижено (до 90-100 мм. рт. ст.), дыхание учащено. Необходимо выяснить или предположить обстоятельства травмы и определить место приложения травмирующей силы, на что могут указывать разорванная одежда, ссадины и гематомы кожных покровов грудной клетки и живота.

Оказание помощи:

Пострадавшему с внутренним кровотечением необходима срочная операция с целью остановки кровотечения и ушивания поврежденных органов. Поэтому, заподозрив такое кровотечение, следует немедленно создать полный покой пострадавшему, на место кровотечения положить холодный компресс. Затем нужно срочно вызвать медработника и максимально быстро доставить больного в хирургическое отделение.

свернуть