Скачать 963a2def59b_bcc0f0852f2_ПОСТАНОВЛЕНИЕ о перечне документов.pdf
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Посещение уроков: что наблюдает и оценивает администратор.
Собственная многолетняя практика позволила коллективу администрации школы выработать определенные значимые критерии для успешного анализа деятельности учителя. Предлагаемая нами система предназначена преимущественно для использования на уроках естественно-научного и физико-математического цикла.
Пометки в рабочем блокноте.
Во-первых фиксирую наличие или отсутствие структуры урока, фаз, этапов взаимодействия учащихся с учителем, соблюдение им временных рамок и динамики. (См таблицу).
Вид деятельности учителя и учащихся
|
Время
|
1. Приветствие и мотивирование уч-ся на совместную деятельность
|
1 мин
|
2. Проверка д/з
|
3-5 мин
|
3. Повторение пройденного материала
|
3-4 мин
|
4. Изложение нового материала
|
10-12 мин
|
5. Закрепление пройденного материала
|
7-8 мин
|
6. Преподнесение д/з
|
2-3 мин
|
7. Подведение итогов урока и его окончание
|
1 мин
|
Четкий распорядок урока и его соблюдение учителем способствует формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к последовательному выполнению необходимых действий. Вяло протекающий, «аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных. Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.
Начало урока. Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу. Часто этот этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение у детей желания работать с учителем и уверенность в том, что они смогут быть успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному взаимодействию с каждым из них.
Проверка домашнего задания. Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение результата с результатами остальных учащихся.
Повторение изученного материала. Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его повторение в контексте данного урока.
Изложение нового материала. Оценивается фактологическая, научная точность. Реализован ли учителем генетический принцип подачи нового материала «от простого к сложному», актуализирована ли его связь с ранее изученным? Использует ли учитель в учебном взаимодействии технические средства обучения: макеты, модели, таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.
Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у школьника учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь изученного материала ученик должен обратиться к конкретному учебнику, а значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке исчерпывающие сведения, необходимые для усвоения его содержания. Небрежность учителя в использовании учебника оборачивается трудноразрешимыми проблемами для его учеников.
Закрепление пройденного материала. Особое внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы – заполнение таблиц, элементов тестов и т.д.
Домашнее задание. В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна задаваться сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает углубленно овладеть предметными знаниями. В д/з должны присутствовать задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний.
Подведение итогов урока. Это важный этап, венчающий всю совместную деятельность учителя и школьников. Иной раз бывает так что учитель диктует д/з уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока. Учитель должен еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за совместную работу и попросить подать дневники.
Класс Тема урока
Тип урока и его структура
При планировании урока очень важно точно поставить цель и определить задачи.
Всегда писали: дать понятие силы тока, сформировать знания о соляной кислоте, повторить тему «…» и т.д., т.е. учитель записывает цель через свою деятельность.
Так писать легко, но это не имеет значения, так как никак не влияет на качество урока. Более того, такое определение цели не соответствует самой сути понятия « цель ». Цель урока — это планируемый результат, это соответствующие знания и умения учащихся, действия, которыми они овладевают. Знания и умения формировать, повторять, обобщать — это задачи учителя. По определению, задачи — это то, что надо сделать, чтобы достичь цели.
Исходя из этого, предлагаются несколько удачных способов постановки учебных (образовательных, практических) целей:
1. Образовательная цель урока:
Владение (но не овладение) учащимися, к концу урока, следующими умениями (дальше эти умения перечисляются, например -преобразовывать, называть, записывать, выводить, строить, устанавливать и т.д.).
2. Образовательная цель урока:
Планируется (предполагается); что к концу урока учащиеся будут (перечисляются соответствующие действия-умения: знать…, уметь…, давать определение обосновывать…). Эти действия можно оговорить баллами от 0 до 10.
З.Образовательная цель урока:
Умение (готовность или способность) учащихся к концу урока правильно выполнять следующий тест (и дальше приводится этот тест или делается ссылка на место его нахождения: приложение или книга).
Определенная таким образом цель делает деятельность целенаправленной, организуется овладение учащимися способами деятельности. Главным становится не доведение учителем учебного материала, а учение школьников, что обеспечивает результат учебно-воспитательного процесса.
Развивающая, воспитательная цель урока:
Создать условия для …(развития логического мышления учащихся; умения определять причинно-следственные связи и др.; содействовать воспитанию патриотических чувств; содействовать (способствовать) развитию критического мышления).
Не рекомендуется применять глаголы формировать, воспитывать, так как они характеризуют внешнее воздействие, стремление педагога навязать свои ценности и нормы.
1. Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения.
1-1. Организация внимания учащихся на уроке, привитие интереса к предмету.
1-2. Изучение работоспособности группы.
1-3. Эффективность и методика использования средств обучения.
1-4. Рациональное использование времени урока.
1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной деятельности.
2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.
2-1. Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего задания.
2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.
2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.
2-4. Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.
2-5. Использование на уроке творческих работ, практических заданий.
3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.
3-1. Система работы по формированию у учащихся научных понятий.
3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.
3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся.
3-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная направленность преподавания.
3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обязательного минимума содержания среднего образования.
4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
4-1. Изучение форм и методов опроса учащихся на уроке.
4-2. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке.
4-3. Эффективность использования методов и приемов обучения.
4-4. Взаимосвязь групповой, фронтальной и индивидуальной работы на уроке.
4-5. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по формированию интереса к предмету.
5. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность знаний учащихся.
5-1. Соответствие знаний учащихся требованиям Госстандарта.
5-2. Методика работы учителя по активизации мыслительной деятельности учащихся.
5-3. Методика проведения зачета, самостоятельной и практической работы.
5-4. Качество образовательной подготовки учащихся.
5-5. Реализация воспитательных и развивающих целей урока.
6. Использование на уроках интерактивной доски.
Требования, предъявляемые к различным типам уроков
Комбинированный урок
Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.
Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.
При проверке и оценке знаний применяют:
— индивидуальный устный опрос;
— опрос по карточкам;
— письменный опрос;
— опрос у доски;
— решение задач и другие способы опроса.
Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.
Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.
Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.
Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.
Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.
Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.
Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.
Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков
Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.
Краткий перечень методов обучения
По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.
По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:
метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).
Цели :
Ведущий 1
Разрешите вас поздравить,
Радость вам в душе оставить,
Подарить улыбку, пожелать вам счастья,
Прочь невзгоды и ненастья.
Пусть исчезнет грусти тень
В этот праздничный наш день!
Ведущий 2
Добрый день, дорогие гости! Мы собрались сегодня на торжество, посвященное женщине-матери. Семейный праздник! Осенний праздник! От всей души дарим стихи и песни вам!
Ведущий 1
Когда скажу я: «Мама» —
Улыбка на губах
И вздернут нос упрямо,
И счастье есть в глазах!
Когда скажу я: «Мама»,
Душа моя поет,
И сердца диаграмма
Меня звонить зовет!
Звоню я своей маме
И с нетерпеньем жду,
Когда она ответит
И я скажу: «Люблю!»
Для вас уважаемые мамы музыкальный номер
Ведущий 2
Мама. С этим словом дети рождаются на свет и сквозь года несут в сердце ту любовь, которая зародилась еще в утробе. И в любой возраст, в любое время года и каждый час эта любовь к матери сопровождает человека, подпитывает его и дает новые надежды и силы для новых свершений! Мы все любим наших мам и в этот замечательный праздник мы собрались здесь, чтобы поздравить тех, кто любит нас и кого любим мы — наших матерей!
Ведущий 1
А что такое мама в сознании их собственных детей? Давайте же поскорее узнаем! Приглашаем в центр зала наших ребят, учащихся 1 класса
Ребенок 1
Что такое мама?
Это яркий свет,
Это много знаний,
Ужин и обед!
Ребенок 2
Что такое мама?
Веселье, радость, смех!
Мама как сердечко,
Ведь сердце есть у всех!
Ребенок 3
Что такое мама?
Это как стена,
Защитит от драмы
Папу и меня!
Ребенок 4
Что такое мама?
Это гордость, честь!
Но это не реклама,
Это то, что есть!
Ребенок 5
Что такое мама?
Это все на свете!
Мам мы поздравляем,
С любовью, ваши дети!
Мама! Какое хорошее слово!
Мама всё время быть рядом готова
В минуту несчастья всегда она рядом,
Поддержит улыбкой, и словом, и взглядом.
Разделит надежды, утешит, поймёт.
По жизни уверенно рядом пойдёт.
Маме можно без стыда
Дать медаль: « Герой труда».
Все дела её не счесть,
Даже некогда присесть.
И готовит, и стирает,
На ночь сказку почитает.
А с утра с большой охотой
Ходит мама на работу.
А потом- по магазинам
Нет, без мамы не прожить нам!
Мы вас любим очень, очень, очень,
Бесконечно – это не секрет;
Впрочем, если говорить короче:
Вас любимей не было и нет!
И красивей вас не сыщешь тоже,
И не сыщешь ни за что милей…
Это мы сказать сердечно можем не скрывая радости своей.
Песня
Ведущий 2
МАМА! – В этом слове свет!
МАМА! Лучше слова нет!
МАМА! Кто роднее, чем она?
МАМА! У нее весна в глазах!
МАМА! На земле добрее всех!
МАМА дарит сказки, улыбку и смех!
Ведущий1
Дорогие друзья, давайте с вами послушаем одну притчу.
Ведущий 2
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
— Я не знаю, зачем иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
— Я подарю тебе ангела, который будет с тобой рядом. Он все тебе объяснит.
— Но как я пойму его? Ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет тебя учить своему языку и охранять тебя от всех бед.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно. Как его зовут, у него будет много имен. Но ты его будешь звать МАМОЙ.
Танец в исполнении
Ведущий 1
Что такое счастье?
Таким простым вопросом,
Пожалуй, задавался не один философ.
А на самом деле счастье это просто.
Начинается оно с полуметра роста.
Это распашонки, пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный мамин сарафанчик.
Рваные колготки, сбитые коленки,
Это разрисованные в коридоре стенки.
Счастье это мягкие теплые ладошки,
За диваном фантики, на диване крошки.
Это целый ворох сломанных игрушек,
Это постоянный грохот погремушек.
Счастье это пяточки босиком по полу.
Градусник под мышкой, слезы и уколы.
Ссадины и раны, синяки на лбу,
Это постоянное: Что? Да Почему?
Счастье это санки, снеговик и горка.
Маленькая свечка на огромном торте.
Это бесконечное „Почитай мне сказку“,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик из-под одеяла,
Заяц на подушке, синяя пижама.
Брызги по всей ванной, пена на полу.
Кукольный театр, утренник в саду.
Что такое счастье? Проще нет ответа.
Оно есть у каждого – Это наши дети.
Музыкальный номер в исполнении учащихся
Сценка матери и ребенка:
Сын: Прошло три года… Я уже подрос.
Естественно, что тут возник вопрос:
Известно всем, что маленьких ребят
Зачем-то отправляют в детский сад.
А там проблемы… Где их только нет!
И на вопросы как найти ответ?
Мама: Ну, говори, что натворил в саду?
Узнаю всё: ведь я туда пойду!
Что значит «кушать кашу не хотел»?
Зачем её на голову надел?
Ах, не себе? А почему Серёже?
Он ябеда? А ты каков? О Боже!
А ну-ка в угол! Марш и не реветь!
С тобой ещё поговорит отец!
Сын: Но детский сад – цветочки и не боле,
А ягодки нас ожидают в школе…
Мама: Ты что принёс сегодня ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так… Это что? Откуда двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?!
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Ведущий 2
Мамы — это наша гордость,
Это наша слава, сила!
Это духа наша твердость,
Это помощь при бессилье!
Мы склоним головы пред мамой
И от души поздравим вас,
Чтоб вы, мамули, точно знали,
Что лучше всех лишь вы для нас!
Песня
Шуточная сценка
Родители. Здравствуйте, юные зрители!
Мы Петрушины родители,
Старик и старушка.
А это наш сынок, Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте дети и их родители!
Пообщаться со мной не хотите ли?
Я - мальчишка удалой,
Очень шустрый, озорной.
А подраться, пошалить, кто же может не любить?
Родители.
На часах девятый час,
Торопись, сыночек, в класс,
Вот тебе книжки и тетрадки,
Мама пирог положила сладкий,
С маком и корицей,
С перцем и горчицей.
Петрушка. Я сегодня инвалид,
У меня живот болит.
Больно мне ворочаться –
В класс идти не хочется.
Родители. Ты, сыночек, нездоров?
Позовем мы докторов.
Пусть тебя они осмотрят,
Капли разные дадут.
Если это очень нужно,
Пусть укол тебе введут.
Петрушка. Не хочу я докторов.
Я уже почти здоров.
Только кружиться слегка
Почему-то голова.
Родители. Ты, сыночек, полежи!
И о школе не грусти!
Справочку тебе напишут
Твои добрые родители.
Ведущие-дети. Папа с мамой за порог,
И Петрушка прыг - да скок.
Он к портфелю подбегает –
Где там с маком пирожок?
Помните, родители!
Есть такие дети!
Не пишите справок им
Ни за что на свете!
Музыкальный номер в исполнении учеников
Ведущий 1: Милые женщины, улыбка на ваших лицах привносила в атмосферу нашего праздника много тепла и света. Мы хотим, чтобы вы улыбались так всегда, а не только в праздник.
На этом наша программа заканчивается, и мы ещё раз поздравляем вас с праздником. И пусть вас не покидают любовь и терпение, которые так необходимы сейчас нам всем.
Пусть ваша доброта принесёт тепло в сердца окружающих вас людей. Пусть в вашем доме всегда звучит музыка, музыка любви и доброты.
К тебе одной навстречу я с радостью бегу,
Жить без твоих объятий минуты не могу,
От счастья я сияю, лишь рядышком с тобой,
Ты для меня, как солнце, а я, как лучик твой.
За шалости прощаешь, обиды не таишь,
За все, переживая, ночами ты не спишь,
Своё тепло мне даришь и балуешь меня,
Моя ты золотая, любимая моя.
Припев: Мама, мне на тебя не наглядеться,
Мама, мы чувствуем друг друга сердцем,
Мама, ты всех дороже, и по-другому быть не может.
Нет никого мне ближе, нет никого родней,
Не отыскать красивей и не найти добрей,
От холода и ветра всегда укроешь ты,
С тобою мне не надо бояться темноты.
Ты знаешь все ответы на каждый мой вопрос,
Одна твоя улыбка - и нет следа от слёз,
Все тайные секреты с тобою я делю,
Нет никого на свете, кого я так люблю.
Цель: активизация процесса самопознания, развитие профессионально значимых качеств у педагогов.
Задачи:
- определить профессионально важные качества педагогов;
- провести самоанализ уровня , коммуникативных навыков;
- научить управлению собственными эмоциями;
-способствовать мотивации участников к творческому саморазвитию.
Оборудование: бланки с изображением дерева и человечков, раздаточные буклеты-задания, лист ватмана, карандаши, фломастеры, мелки, листы формата А4, монета, ключ, макет «Шкатулки эмоций», веселые и грустные смайлики.
Ход практикума
Каждый из участников ставят ладошки друг напротив друга, так, чтобы между ладошками было расстояние 1 см, они не должны касаться.
Ведущий: Сейчас я буду зачитывать вам пожелания, каждое слово – это один пальчик, которым вы дотрагиваетесь до пальчика соседа. Я желаю вам:
Ведущий. Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Вы должны выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости.
(Ведущий записывает на доске ответы участников, после выстраивает рейтинг личностных качеств):организованность, инициативность, энергичность, творчество, исполнительность, умение работать в команде, ответственность, порядочность, работоспособность, трудолюбие, настойчивость, внимательность.
3.Упражнение “Мысли мудрых”.
На каждом столе лежит лист, на котором написано выражение известного человека об успехе и о путях его достижения. Необходимо обсудите данную фразу, потом один представитель от каждой группы выскажет свое мнение.
Участники получают бланки с изображением дерева и человечков на нем.
Ведущий: Дерево – символ профессиональной деятельности. Человечек – педагог. Вам необходимо определить свое место на дереве. (После обсуждение).
Ведущий: Рисуем портрет педагога. Каждый участник подходит к листу ватмана и изображает части тела, проговаривая значимость. Например, голова необходима педагогу для…
Ведущий. Согласны ли вы, что в умение сдерживать эмоции очень важно в педагогической деятельности. Попробуем развить это умение на практике.
Ведущий показывает всем участникам практикума небольшие предметы (монета, ключ). Далее тренер предлагает всей группе выйти за дверь. Когда все вышли, он кладет монету и ключ в открытом месте кабинета и дает инструкцию: «Сейчас по моей команде вы разойдетесь искать спрятанные мной монету и ключ. Тот, кто увидит один из спрятанных предметов, не должен выдавать себя ни голосом, ни поведением, а также брать или перекладывать предмет, а должен скрестить руки на груди и продолжать искать со скрещенными руками второй предмет. При обнаружении второго предмета, участник молча садится на свой стул. Посмотрим, кто найдет предметы первым, а кто будет последним».
Рефлексия:
Каждому участнику предлагается подумать, почему он заслуживает профессиональное уважение. Затем нужно нарисовать солнце, а в центре солнечного круга написать свое имя, вдоль лучей написать все свои профессиональные достоинства и достижения. Все записанное зачитывается.
Рефлексия
Ведущий: В завершении мероприятия каждому необходимо при помощи смайлика (веселого или грустного) отметить на «Шкатулке эмоций» свое настроение по итогам встречи».
Ведущий: Коллеги, желаем вам только положительных эмоций, творческих успехов и взаимопонимания с коллегами, родителями и детьми.
Цель:повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в вопросах применения эффективных приёмов визуализации в педагогической практике.
Ожидаемый результат: планируется, что к окончанию мастер-класса участники приобретут опыт по созданию «продуктов» визуализации
Задачи:
– актуализировать знания (познакомить) участников с приёмами визуализации учебной информации; – продемонстрировать опыт работы по обозначенной теме;
- сформировать первоначальные умения создавать визуальные «продукты»;
- организовать участие педагогов в создании своего «продукта» на основе применения одного из приемов визуализации;
– стимулировать творческую деятельность участников по применению умений, приобретённых в ходе мастер-класса в своей дальнейшей практической деятельности.
Оборудование: презентация, разработанная в программе Power Point; бумага формата А3, раздаточный материал, клей, магниты, ножницы, цветные маркеры.
Ход мастер-класса
Этапы, задачи, приёмы |
Содержание этапа |
Деятельность мастера |
Деятельность участников |
1.Ориентированно-мотивационный этап Задача: обеспечение мотивационной готовности и психологической настроенности участников мастер-класса на взаимодействие с мастером Приёмы «Встаньте, если…», «Незаконченное предложение». |
Приветствие, мотивация участников на совместную работу |
Здоровается с участниками, организует внимание, доброжелательный настрой всех участников мастер-класса, приглашает к сотрудничеству |
Включаются в диалог |
2. Актуализация субъектного опыта Задача: актуализировать профессиональный опыт участников мастер-класс Приём: «Светофор» |
Определение уровня подготовленности участников к восприятию информации, деление на группы |
Предлагает участникам высказаться, что им известно про приёмы визуализации; анализирует ответы участников, подводит итоги опроса и высказывает уверенность в эффективном взаимодействии во время проведения мастер-класса; организует деление на группы |
Высказываются, делятся своим мнением, актуализируют свой субъектный опыт; организовываются в группы |
3. Этап целеполагания Задача: постановка целей участниками и выяснение их ожиданий от мастер-класса и совместной деятельности Приём «облако слов»; притча «Наберись смелости – сделай попытку» https://www.youtube.com/watch?v=KUI1V96CB2M
|
Совместное с участниками мастер-класса целеполагание. Построение алгоритма совместной деятельности в соответствии с темой мастер-класса |
Создаёт условия для личностного целеполагания участников мастер-класса; через приём «облако слов» предлагает участникам определить, что они ждут от мастер-класса, побуждает к совместной постановке задач, высказывает свои ожидания
|
Знакомятся с предложенными учителем-мастером задачами, выбирают подходящие для себя |
4.Информационно-деятельностный этап. Задача: знакомство с приёмами визуализации, создание атмосферы коллективного взаимодействия, организация практической деятельности участников мастер-класса |
4.1. Теоретический этап
4.2 Практический этап работа по созданию образа «Современный учитель» с применением приёмов визуализации |
Знакомит с понятием «визуализация», с приёмами визуализации
Организует работу участников в группах для решения поставленной задачи с применением приёмов визуализации, является консультантом
|
Анализируют полученную информацию, соотносят приём с его определением Выполняют полученное задание, озвучивают результат работы группы, готовят сообщение по теме «Современный учитель», используя приёмы визуализации |
5.Рефлексивный этап Задача: определение значимости полученного опыта для использования в педагогической деятельности, степени реализации собственных ожиданий от мастер-класса Приём «Облако слова» |
Создание условий для самооценки деятельности участников и их осознание личностных стремлений к изучению данной темы
|
Участникам предлагает высказаться по реализации ожиданий и создать «облако результатов»
|
Высказываются, дают оценку эффективности работы на мастер-классе, оценивают полученный опыт и возможность применения на практике |