РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Официальный Telegram-канал областной школы «Успешное родительство»

Подписаться на канал можно двумя способами:

  1. Внести в поисковую строку мессенджера Telegram https://t.me/uspeshnoeroditelstvo и нажать кнопку «Присоединиться».
  2. Отсканировать QR-визитку Telegram-канала и нажать кнопку «Присоединиться».

Положение

                                                                 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора государственного учреждения образования «Рытанская

начальная  школа»

01.09.2023  №  41

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

Ι Общие положения

1.1.        Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).

1.2.        Университет работает на базе государственного учреждения образования «Рытанская начальная школа» в 2-4 классах.

1.3.        Цель университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

1.4.        Основные задачи, решаемые в рамках университета:

¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

  - формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей и  обучающихся  учреждения образования.

 1.5. В своей работе университет руководствуется:

        - Кодексом Республики Беларусь об образовании;

        - Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

        - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»;

        - настоящим Положением;

        - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

1.6. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

1.7. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.

1.8. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.9. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  ІІ Основные направления деятельности родительского университета:

-организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

2.1. Ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

2.2. Формы проведения занятий

Традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

Дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях). 

ІІІ. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе государственного учреждения образования «Рытанская начальная школа»;

создается на основании приказа директора школы;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает педагог, выполняющий функции классных руководителей;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

3.2. Координатор родительского университета:

- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

- координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

- в конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

  1. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Педагоги, выполняющие функции классных руководителей организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

5.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке

свернуть

план работы на 2024/2025 учебный год

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Рытанская начальная школа»

                        Е.С.Масойть

                                                                                                            31.08.2024

 

План работы

Родительского университета

на 2024/2025 учебный год

 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

 

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

 Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды:

 I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

 

Формы проведения занятий: традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.); дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся І. ІV классов
развернуть

        

Название раздела,

темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1-й класс

1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Октябрь 2024

беседа

Кухарчик О.И.

 закрепленный

 педагог-психолог

2

Тема 2. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Декабрь 2024

круглый стол

Кухарчик О.И.

3

Тема 3. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Март 2025

круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

Кухарчик О.И.

4

Тема 4. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Май 2025

круглый стол/ вебинар

Кухарчик О.И.

 медицинский работник

(с согласия)

4-й класс

5

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

Октябрь 2024

лекция/ вебинар

Радько Л.Н.

 закрепленный

педагог-психолог

6

Тема 2. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Декабрь 2024

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Радько Л.Н.

7

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Март 2025

дискуссия

Радько Л.Н.

8

Тема 4. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Май 2025

 Лекция

 Радько Л.Н.

 

свернуть
поделиться в: